Onlinrabota.ru

Деньги в сети
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ндс в торговле

Особенности исчисления НДС торговыми организациями и организациями общественного питания

Действующим налоговым законодательством (главой 21 части второй НК РФ) установлен общий для всех предприятий порядок исчисления НДС. Однако в силу специфики своей деятельности в организациях торговли и общественного питания могут возникать проблемные ситуации с определением величины НДС, требующие дополнительных разъяснений. Именно о такого рода особенностях и пойдет речь в настоящей статье.

Общий порядок исчисления НДС в организациях торговли и общественного питания

Как уже говорилось выше, общие принципы исчисления НДС сохраняются и для организаций торговли и общественного питания.

Налоговая база по НДС при реализации товаров этими организациями определяется как стоимость этих товаров, исчисленная по продажным ценам, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС и налога с продаж (пункт 1 статьи 154 части второй НК РФ).

При этом под продажной ценой в приведенном выше определении налогового законодательства понимается цена,по которой товары были реализованы покупателю за минусом НДС и в установленных случаях налога с продаж. Такая цена складывается из стоимости приобретения проданных товаров (то есть всех расходов, связанных с их приобретением) и торговой наценкой. Причем, торговая наценка определяется организацией самостоятельно, исходя из уровня ее накладных расходов и величины рентабельности (предполагаемой прибыли от продажи этих товаров).

Таким образом,торговые предприятия и организации общепита, осуществляющие перепродажу товаров, формируют налоговую базу по НДС, исходя из стоимости этих товаров по цене их приобретения с добавлением торговой наценки. Естественно, при расчетах с покупателями к этой цене добавляется собственно НДС (определяемый умножением цены товара на ставку налога) и установленный законодательством субъекта РФ, в котором реализованы эти товары, налог с продаж (определяемый умножением ставки налога на сумму цены товара и НДС).

Соответственно при реализации услуг общественного питания налоговая база по НДС будет формироваться исходя из выручки от оказания этих услуг за вычетом самого НДС и налога с продаж.

Для окончательного расчета величины НДС, причитающегося к перечислению в бюджет, из суммы начисленного налога вычитаются суммы налога, уплаченного поставщикам и подрядчикам (в соответствии с требованиями статьи 171 части второй НК РФ).

В соответствии со статьей 167 части второй НК РФ организация может самостоятельно выбрать момент возникновения налоговых обязательств по НДС: «по оплате» или «по отгрузке», отразив его в своей учетной политике для целей налогообложения.

При этом следует обратить внимание, что порядок отражения операций по реализации товаров в бухгалтерском учете не зависит от момента определения выручки для целей налогообложения. Следовательно, в учете в данном случае необходимо отразить начисление НДС по проданным товарам, не затрагивая при этом счет учета расчетов с бюджетом. Можно использовать, к примеру, субсчет к счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по НДС»).

Рассмотрим общий порядок исчисления НДС на условном примере.

Организация оптовой торговли реализовала сторонним организациям в отчетном периоде товаров на сумму 600 000 рублей (в т.ч. НДС 20% — 100 000 рублей). Фактическая себестоимость проданных товаров составила 450 000 рублей.

Величина «входящего» НДС, уплаченного за приобретенные в этом периоде товары, выполненные работы и оказанные услуги, составила 84 000 рублей.

В бухгалтерском учете организации данная операция будет отражена проводками:

Учет и расчеты по НДС в торговле

«Бухгалтерский учет», N 11, 2001

С 1 января 2001 г. действуют следующие нормативные документы по уплате НДС и учету этих расчетов:

  • гл.21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации;
  • Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 29.12.2000 N 166-ФЗ;
  • Приказы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 27.11.2000 N БГ-3-03/407 «Об утверждении форм деклараций по налогу на добавленную стоимость и Инструкции по их заполнению» и от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению гл.21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил ведения журналов полученных и выставленных счетов — фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость» от 02.12.2000 N 914.

Торговой деятельностью занимаются как торговые организации, так и индивидуальные предприниматели, имеющие различные правовые основания и системы налогообложения, учета и отчетности. Кроме того, торговые организации и индивидуальные предприниматели вступают в коммерческие отношения с поставщиками товаров и оптовыми покупателями товаров, также имеющими аналогичные различия. Эта взаимосвязь в товародвижении отражается определенным образом на расчетах по НДС и порядке ведения учета по налоговым операциям.

С 1 января 2001 г. налог уплачивают индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности с уплатой стоимости патента на занятие определенной деятельностью, а организации с такой системой налогообложения, учета и отчетности освобождены от уплаты налога. Не являются налогоплательщиками организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог на вмененный доход.

С учетом изменений расчетов по налогу торговые организации, уплачивающие налог по различным ставкам — 0%, 10% и 20%, должны сделать корректировку в раздельном учете продаж товаров с различными ставками налога. Соответствующие изменения по расчетам налога и учету должны внести в компьютерные программы оптовые и розничные торговые организации, ведущие натурально — стоимостной учет товаров.

Читать еще:  Фильмы о торговле детьми

Ведение раздельного учета продаж товаров, подлежащих налогообложению и освобожденных от налогообложения, установлено п.4 ст.170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

Порядок ведения раздельного учета продаж определяется учетной политикой организации. Розничные торговые организации, не применяющие натурально — стоимостной учет, предусматривают в учетной политике проведение инвентаризаций товаров с целью определения объема продаж товаров со ставками налога 0%, 10%, 20% по схеме: остаток товаров на начало отчетного периода по данным инвентаризации плюс поступление товаров от поставщиков минус остаток товаров на конец отчетного периода по данным инвентаризации.

Следует отметить, что использование данных инвентаризации товаров для ведения раздельного учета розничными организациями в нормативных документах не указано. Налогооблагаемые обороты, определенные по каждой ставке налога вышеуказанным способом, сверяются с оборотом по продаже товаров, регистрируемым счетчиками ККМ и отражаемым бухгалтерской записью:

К-т сч. 46 «Реализация продукции (работ, услуг)».

Эти обороты уменьшаются на сумму налога с продаж (Д-т сч. 46 «Реализация продукции (работ, услуг, К-т сч. 68 «Расчеты с бюджетом»), с оставшихся сумм налог определяется по ставкам 9,09%, 16,67%.

Объектами налогообложения являются также (ст.146 НК РФ):

  • передача товаров для собственных нужд, если их стоимость не относится на счет 44 «Издержки обращения»;
  • стоимость товаров, используемых в строительно — монтажных работах, выполненных хозяйственным способом. Учет этих операций ведется на счете 46 «Реализация продукции (работ, услуг)».

Не являются объектами налогообложения (ст.149 НК РФ):

  • продажа в книжных магазинах (отделах) нерекламной, неэротической книжной продукции;
  • стоимость запасных частей и материалов, использованных для ремонта и технического обслуживания технически сложных товаров в период гарантийного срока их эксплуатации;
  • продажа продукции собственного производства студенческими и школьными столовыми, если финансирование этих учреждений производится из бюджета.

В соответствии со ст.ст.153 — 158 НК РФ в налоговую базу включаются любые получаемые денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров, в том числе авансовые платежи (Д-т сч. 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», К-т сч. 64 «Расчеты по авансам полученным»). В виде аванса покупатель товаров может передать поставщику товаров право требования на дебиторскую задолженность к третьему лицу. В этом случае у поставщика возникает обязательство по уплате налога с аванса только после получения оплаты от третьего лица (Д-т сч. 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»). Покупатель товаров, продавший право требования дебиторской задолженности, отражает продажу на счете 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» и включает сумму задолженности в налогооблагаемую базу (ст.167 НК РФ).

В налогооблагаемую базу включается стоимость товаров при обменных операциях. Обменивающиеся стороны учитывают операции по передаче товаров на счете 46 «Реализация продукции (работ, услуг)», отражают задолженность по налогу (Д-т сч. 46 «Реализация продукции (работ, услуг)», К-т сч. 68 «Расчеты с бюджетом»), а при получении товаров предъявляют налог к возмещению из бюджета (Д-т сч. 68 «Расчеты с бюджетом», К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»).

Небольшие торговые организации и индивидуальные предприниматели могут получить освобождение от уплаты налога, если за три предшествующих месяца сумма выручки от реализации товаров без НДС и налога с продаж не превысила в совокупности 1 млн руб. (ст.145 НК РФ). Следует иметь в виду, что одновременно у этих организаций и предпринимателей суммы НДС, уплаченные поставщикам при приобретении товаров, к вычету не принимаются. Порядок освобождения от уплаты налога и перечень представляемых при этом документов указаны в Методических рекомендациях по применению гл.21 НК РФ. Организации, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщиков, ежемесячно представляют в налоговые органы декларации в общеустановленном порядке (п.3 Инструкции по заполнению декларации по НДС). Указанной Инструкцией предусмотрена ежеквартальная уплата налога не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим кварталом, налогоплательщиками, которые ежемесячно в течение квартала, имеют выручку, не превышающую 1 млн руб., без учета налога и налога с продаж.

Налогоплательщикам, претендующим на освобождение от уплаты налога (при выручке за квартал не более 1 млн руб.), рекомендуется проверить экономическую целесообразность освобождения от уплаты налога на основании примерного расчета, составляемого магазином (см. табл. 1).

Раздельный учет НДС в торговых организациях

Наверное, никто не будет спорить, что налоговый учет в многопрофильных организациях всегда сложнее и запутаннее, чем в тех, которые осуществляют только один вид деятельности. Поэтому не удивительно, что именно бухгалтеры многопрофильных организаций, как никто другой, заинтересованы в применении положений Налогового кодекса, которые упрощают ведение учета. Когда речь заходит о раздельном учете НДС, то таким упрощающим механизмом будет правило «пяти процентов». Давайте, разберемся, как его применять. А поможет нам в этом письмо ФНС России от 22.03.11 № КЕ-4-3/4475 (далее – письмо № КЕ-4-3-4475).

Читать еще:  Документы для торговли сигаретами

Что такое правило «пяти процентов»

Для начала остановимся на общих правилах раздельного учета НДС. Напомним, что данный учет должны организовывать те налогоплательщики, которые ведут одновременно как облагаемые, так и необлагаемые НДС виды деятельности. А нужен такой раздельный учет для того, чтобы правильно определить сумму НДС, которую можно заявить к вычету. Зафиксированы правила раздельного учета в статье 170 НК РФ.

Если обобщить, то законодатели вводят два метода определения сумм вычетов для организаций, совмещающих облагаемые и необлагаемые НДС операции — прямой и косвенный. Первый применяется в тех случаях, когда точно известно, в какой именно деятельности будет использоваться приобретенный товар (работа, услуга). Если в облагаемой деятельности, то весь «входной» НДС ставится к вычету. Если же товар (работа, услуга) покупался для использования в необлагаемой деятельности, то вычет не применяется.

Косвенный метод, как не трудно догадаться, нужен для тех случаев, когда товар (работа, услуга) будет применяться в обоих видах деятельности. Например, купленное программное обеспечение установлено на кассах, через которые будут пробиваться чеки как по облагаемым НДС товарам, так и по необлагаемым. Другой пример — одно и то же оборудование используется для упаковки как облагаемых НДС товаров, так и необлагаемых. Подобных ситуаций может быть множество.

По своей сути, косвенный метод предполагает формирование пропорции, определяющей долю облагаемых (или необлагаемых) операций в общем объеме деятельности организации (п. 4 ст. 170 НК РФ). В этой же норме сказано, что если доля необлагаемых операций не превысит пяти процентов в общем объеме деятельности организации, то можно применить вычет НДС в полном размере. Именно это положение и принято называть правилом «пяти процентов».

Однако, как это часто бывает, конкретных положений о том, на основании каких показателей налогоплательщик должен считать данную пропорцию, Налоговый кодекс не содержит. А это означает, что вероятность споров с налоговой многократно возрастает. Ведь там, где налогоплательщик насчитал 4,9 процента, инспекция, применив другие показатели, может насчитать 5,1 процента. Но неприятностей можно избежать.

Главный документ — учетная политика

Советы о том, как это сделать, дают сами налоговики. Так, в письме № КЕ-4-3/4475 Федеральная налоговая служба указала, что налогоплательщик, формируя свою учетную политику для целей налогообложения, может включить в нее раздел, посвященный раздельному учету НДС. При этом плательщик вправе сам определить, какие показатели будут взяты за основу для такого распределения.

От себя также добавим, что не стоит ограничиваться закреплением в учетной политике показателей для раздельного учета. Кроме этого, желательно указать, будут ли показатели округляться, и если да, то по каким правилам. Также в учетной политике не помешает зафиксировать порядок сбора данных, сроки их передачи в бухгалтерию и должности ответственных за это лиц.

Что касается критериев расчета пропорции, то ФНС указывает следующие возможные варианты: прямые затраты, численность персонала, фонд оплаты труда, стоимость основных фондов. Отметим, что перечень этот далеко не исчерпывающий. Как мы уже говорили, в самом пункте 4 статьи 170 НК РФ нет четкого указания о том, какие критерии можно использовать для раздельного учета. Это значит, что налогоплательщик вправе выбрать любой обоснованный критерий распределения. Но злоупотреблять этим правом мы бы не советовали — ведь любое нестандартное решение всегда вызывает повышенный интерес со стороны налоговых органов. Поэтому лучше использовать критерии, рекомендованные налоговой службой. Тем более, что она привела достаточно широкий спектр показателей, который дает возможность для маневра при подгонке пропорции под необходимые пять процентов.

Правило «пяти процентов» в торговле: за и против

Впрочем, получение заветной цифры не всегда означает возможность применить вычет в полном размере без всяких рисков. Виной тому опять же формулировка пункта 4 статьи 170 НК РФ. В нем говорится буквально следующее: «Налогоплательщик имеет право не применять положения настоящего пункта к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на производство». Обратите внимание, что речь идет исключительно о расходах на производство.

ФНС, конечно, не могла упустить этот момент из виду. В письме № КЕ-4-3/4475 налоговики прямо сообщили, что организации, ведущие торговую деятельность, воспользоваться правилом «пяти процентов» не могут. Такие налогоплательщики должны делить вычет, независимо от доли необлагаемых операций в общем обороте компании. При этом, согласно позиции налоговой службы, не имеет значения, занимается организация только торговой деятельностью или же она совмещает торговлю и производство.

В подтверждение данного вывода ФНС привела мнение Высшего арбитражного суда, высказанное в определении от 30.04.08 № 3302/08. И одновременно налоговики вступили в заочный спор с Минфином России, который в том же 2008 году разъяснил, что торговые организации наравне с производственными предприятиями могут использовать пункт 4 статьи 170 НК РФ. И те, и другие вправе применить вычет в полном размере, если доля необлагаемых операций не превышает пяти процентов (письмо Минфина от 29.01.08 № 03-07-11/37).

Читать еще:  Значок торговая марка

Наличие подобного разъяснения Минфина, безусловно, сильно снижает значимость запрета, установленного налоговой службой. Однако позицию ВАС тоже нельзя оставлять без внимания. Поэтому, давайте, разберемся, действительно ли суд высшей арбитражной инстанции запретил торговой организаций применить правило «пяти процентов». Для этого обратимся к тексту определения ВАС, на которое ссылаются налоговики.

Из текста определения следует, что этот судебный акт является так называемым «отказным» определением, которым судьи ВАС вообще отказались разбирать дело. Оно было направлено на новое рассмотрение в связи с процессуальными нарушениями, допущенными в нижестоящих судах. Суть проблемы ВАС РФ даже не оценивал.

Если же посмотреть материалы дела, которое было отправлено на новое рассмотрение, то можно увидеть, что спор был вовсе не о том, может ли торговая организация применять правило пункта 4 статьи 170 НК РФ. Ситуация была сложнее — торговая организация совмещала разные системы налогообложения (общую и «вмененку»). А это, как говорится, уже совсем другая история.

Таким образом, реальных аргументов против применения правила «пяти процентах» в торговых организациях в письме налоговой службы № КЕ-4-3/4475 не содержится. Поэтому торговые организации могут применять вычет НДС в полном размере, если доля необлагаемых операций находится в пределах пяти процентов. Риски такого шага невелики.

В защиту этой позиции также можно привести следующий аргумент: законодатель, формулируя правило «пяти процентов», под расходами на производство имел в виду широкое, общеэкономическое толкование данного термина. А именно: расходы на производство добавленной стоимости в той сфере, в которой занят налогоплательщик. То есть речь идет не о производстве в узком смысле (процессе создания некоего материального объекта — ОС, полуфабриката или товара), а о более широком понятии — производстве добавленной стоимости, облагаемой налогом. А такое производство есть не только у заводов, но и у торговых организаций, и у посредников, и у организаций, оказывающих услуги и даже у некоторых некоммерческих организаций.

Наконец, на стороне налогоплательщика в данной ситуации стоят и арбитражные суды. Так ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 13.12.10 делу № А56-29461/2010 указал, что налогоплательщик, занимающийся наряду с выполнением работ реализацией товаров, вправе применить правило «пяти процентов».

ИФНС разъяснила применение ЕНВД в части реализации через розничную сеть продукции собственного производства

Согласно ст. 346.27 НК РФ к стационарной торговой сети, имеющей торговые залы, относится торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны.

Под площадью торгового зала понимается часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

К инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей) и другие документы).

Исходя из ст. 346.27 НК РФ к розничной торговле относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.

Указанной статьей НК РФ установлено, что к розничной торговле не относится, в частности, реализация продукции собственного производства (изготовления).

Реализация продукции собственного производства через розничную сеть является одним из способов извлечения субъектами предпринимательской деятельности доходов от осуществления деятельности в сфере производства готовой продукции.

Таким образом, предпринимательская деятельность в сфере розничной реализации товаров собственного производства (изготовления) в целях применения гл. 26.3 НК РФ не признается розничной торговлей и на уплату единого налога на вмененный доход не переводится.

В связи с этим деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей по розничной реализации изделий собственного производства через собственный магазин на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход переводиться не может.

При этом организации и индивидуальные предприниматели, применяющий упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых им видов деятельности, может применять данный режим налогообложения и в отношении вышеуказанной деятельности при условии соблюдения положений гл. 26.2 НК РФ.

Отдел выездных проверок №1 Инспекции ФНС России № 1 по г. Нальчику

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector