Onlinrabota.ru

Деньги в сети
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основные статьи доходов

Основные статьи доходов и расходов

Доходы бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации.

В соответствии со статьей 49 Бюджетного кодекса РФ, к налоговым доходам федерального бюджета относятся:

федеральные налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ;

таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды:

  • 1. доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
  • 2. доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • 3. доходы от реализации государственных запасов;
  • 4. доходы от продажи земли и нематериальных активов;
  • 5. поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
  • 6. административные платежи и сборы;
  • 7. штрафные санкции, возмещение ущерба;
  • 8. доходы от внешнеэкономической деятельности.

На основании статьи 54 Бюджетного кодекса РФ, в доходах федерального бюджета обособленно учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов. Они учитываются по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Доходы бюджета классифицируются не только по методам взимания и формам их мобилизации — на налоговые и неналоговые, но и по другим признакам, в частности:

  • 1. В зависимости от механизма поступления доходов в бюджет, они подразделяются на собственные и регулирующие.
  • 2. По социально — экономическому признаку выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от физических лиц;
  • 3. В зависимости от конкретных объектов обложения — взимаемые с имущества или дохода;
  • 4. По признаку источников уплаты — налоги, уплачиваемые из выручки, из прибыли, и налоги, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг);
  • 5. По конкретным видам прямых и косвенных налогов (налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, акцизы, НДС, таможенные пошлины и т.д.).

Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.

Расходы государственного бюджета — это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная — их величину.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.

Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели — организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и ссуды. Основные статьи расходов бюджета РФ: управление, оборона, поддерживание правопорядка, социальное обеспечение, здравоохранение, культура, образование, а также обслуживание внешнего государственного долга.

Для уяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам:

1. По роли в общественном производстве:

Расходы на содержание и развитие материального производства (расходы на расширенное воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.);

Расходы на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы (текущие затраты государства — расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.п.);

Расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов).

2. Общественному назначению:

Расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;

Расходы на социально-культурные нужды;

Расходы на управление.

3. Отраслям производства:

В производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и др.;

В непроизводственной по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.п.

4. Целевому назначению.

Перечисленные группы расходов определены по предметному признаку. Но, как уже упоминалось, государственные расходы можно классифицировать и по другим признакам (по роли в воспроизводственном процессе, по целевому назначению и др.).

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

трансферты населению, т.е. бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления;

ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);

субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;

инвестиции в уставные капитал действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам;

кредиты иностранным государствам;

средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

функционирование федеральной судебной системы;

осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;

национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

фундаментальные исследования и содействие научно — техническому прогрессу;

государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

государственная поддержка атомной энергетики;

ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

исследование и использование космического пространства;

содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации;

формирование федеральной собственности;

обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

Читать еще:  Как сделать справку о доходах для ип

федеральная инвестиционная программа;

обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;

официальный статистический учет;

Средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы. По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:

государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

обеспечение правоохранительной деятельности;

обеспечение противопожарной безопасности;

научно — исследовательские, опытно — конструкторские и проектно — изыскательские работы, обеспечивающие научно — технический прогресс;

обеспечение социальной защиты населения;

обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;

обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

развитие рыночной инфраструктуры;

обеспечение развития федеративных и национальных отношений;

обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ;

обеспечение деятельности средств массовой информации;

финансовая помощь другим бюджетам;

прочие расходы, находящиеся в совместном ведении РФ, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Основные статьи доходов

Рассматривая финансовую систему, мы отмечали, что сфера государственных финансов состоит, в частности, из государственного бюджета, который охваты­вает совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны.

Бюджетные отношения характеризуют в свою очередь финансовые отноше­ния, возникающие между предприятиями, учреждениями и населением с госу­дарством и связанные с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для совместного потребления. Бюд­жетные отношения характеризуются многосторонностью в силу того, что опосредуют разные направления распределительного процесса (финансовых связей меж­ду секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями на­родного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствова­ния (федеральный, республиканский, местный).

Необходимость в таких отношениях связана с тем, что в руках государства концентрируется определенная доля национального дохо­да (отчисления в виде налогов и платежей с доходов), которая должна быть рас­пределена для нужд воспроизводства всего общества, для решения общественных задач, таких, как управление, оборона, социально-культурное развитие. В процес­се функционирования бюджетные отношения овеществляются в бюджетном фон­де страны, величина которого зависит от потребностей общества в развитии тех или иных отраслей народного хозяйства, структурных сдвигов в экономике.

По своей экономической сущности государственный бюджет отражает денеж­ные отношения, которые складываются у государства с юридическими лицами и населением и заключаются в перераспределении национального дохода в связи с образованием и использованием средств для финансирования хозяйства, осуще­ствления социальной политики, развития науки, культуры, образования, обеспе­чения обороны страны и управления обществом.

В целом, можно сказать, что государственный бюджет – это законодательно учрежденный баланс доходов и расходов государства, предусмотренный на один год исходя из прогноза потребностей страны и результатов хозяйственной деятельности субъектов рынка.

Особенностью этого звена финансовой системы является то, что бюджет свя­зан с обособлением части национального дохода в виде налогов и платежей в руках государства и ее использованием в общественных целях. Государственный бюджет в отличие от финансовой системы в целом перераспределяет лишь имею­щуюся у него часть национального дохода (а не все национальное богатство) между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности в пропор­циях, определяемых в первую очередь потребностями расширенного воспроиз­водства в целом и финансовой политикой государства.

Бюджет состоит из доходных и расходных статей.

Расходование государственного бюджета – это экономические отношения, которые возникают в процессе распределения бюджетных средств на нужды хозяйства и на выполнение функций государства.

В доходах бюджета находят выражение экономические отношения, которые возникают между плательщиками и государством.

В целом представить основные статьи доходов и расходов бюджета можно в следующей таблице:

Экономика. 10 класс

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 10 класс

Номер урока и название темы: урок №17 «Семейный бюджет»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Бюджет. Виды бюджетов.
  • Доходы семьи, их источники.
  • Расходы семьи, их статьи.
  • Кредит, виды кредитов.
  • Потребительский кредит.
  • Индивидуальный бюджет.

Глоссарий: бюджет, доходы, расходы, сбережения, потребительская корзина, закон Энгеля, индекс потребительских цен, кредит, страхование, рациональный потребитель, полезность благ, потребительский выбор, защита прав потребителей.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Что же такое бюджет

В дословном переводе это кошелек, сумка или мешок с деньгами. В зависимости от того, кто составляет бюджет, он может быть: личным, семейным, предприятия или фирмы и государственным.

В современном понимании бюджет представляет собой финансовый план лица (субъекта), его составляющего на определенный период времени.

В рамках данной темы познакомимся поближе с семейным бюджетом. Представим его в виде двусторонней таблицы, в которой в левом столбце отображаются все доходы, в правом – все расходы, внизу по каждому столбцу подсчитываются итоговые суммы и выводится конечный результат – сальдо. Сальдо может получиться положительным, отрицательным или равным нулю.

При положительном сальдо доходы> расходов (наилучшая, но, к сожалению, редкая в реальной жизни ситуация), такой бюджет называется профицитным.

При отрицательном сальдо доходы n

где М – первоначальная сумма вклада; i – ставка банковского процента; n – временной период, за который начисляется процент; Mn конечная сумма к получению.

Доходы семьи, их источники

Для начала разделим все возможные доходы семьи на две большие группы: факторные доходы и прочие.

К факторным относятся все доходы, приносимые производственными ресурсами, которые принадлежат семье.

Семья может владеть земельным участком и получать с него ренту в натуральном виде в качестве произведенных на нем продуктов или в денежном от сдачи его в аренду.

Принадлежащие семье трудовые ресурсы, то есть деятельность членов семьи в качестве наемных работников, приносят такой доход, как заработная плата.

Сдача в аренду имеющихся у семьи дома, квартиры или гаража, как физический капитал, приносят семье доход – процент.

Также процент приносят и финансовые инструменты, принадлежащие семье, – акции, облигации, банковские вклады и т.п.

И, наконец, семейный бизнес приносит семье доход в качестве части прибыли, тратящейся предпринимателем на личное потребление. Сюда же относятся авторские гонорары писателей, художников и других представителей творческих профессий.

Теперь перейдем к группе других факторов. В первую очередь это трансфертные платежи, иначе говоря, трансферты. К ним относятся доходы, за которые члены семьи ничего не должны давать взамен. Они могут предоставляться государством или негосударственными организациями, а также частными лицами. Это пенсии, стипендии, пособия, социальные выплаты; льготы, благотворительная помощь, подарки, алименты, наследство и другое.

Рассмотрим доходы семьи с еще одной стороны. Со временем, несмотря на неизменность доходов в денежном выражении, семья все меньше может приобрести на них товаров и услуг. С чем же это связано? А связано это с ростом потребительских цен. Поэтому экономисты делят еще доходы на номинальные и реальные. Итак, номинальные доходы – сумма денег, полученная семьей в целом за определенный период времени. А реальные доходы – количество товаров и услуг, которые семья может фактически приобрести за свои номинальные доходы. Иначе можно сказать, что реальные доходы учитывают изменение потребительских цен. Посмотрим, как это выглядит в масштабах страны. Из таблицы 1, составленной по данным ФСГС РФ, можно увидеть, что основным источником доходов семьи на протяжении многих лет в РФ остается заработная плата.

Таблица 1 – Структура денежных доходов населения по основным источникам формирования

доходы от предпринимательской деятельности

оплата труда наемных работников (вкл. выплаты социального характера)

доходы от собственности

прочие денежные поступления

Исходя из этого, рассмотрим изменения доходов семьи за этот же период на основании графика, отображающего изменения номинальной и реальной заработной платы. И мы видим, что прирост реальной заработной платы всегда ниже прироста номинальной.

Читать еще:  Пассивный доход в беларуси

Рисунок 1 – Динамика роста заработной платы

С понятием номинальной и реальной заработной платы тесно связан такой показатель, как индекс потребительских цен (ИПЦ). ИПЦ играет важную роль в экономике, т.к. является базовой величиной, служащей для перерасчета заработной платы, социальных выплат и иных платежей; тесно связан с показателями номинальных и реальных доходов населения. Рассчитывается по формуле:

где I – ИПЦ; Wn – номинальная зарплата; Wr – реальная зарплата

Расходы семьи, их статьи

Перейдем к правому столбцу бюджетной таблицы – Расходам семьи (Таблица 2). Ведь именно эта составляющая семейного бюджета требует особого внимания. Именно размер расходов является определяющим для наличия сбережений и их величины. По своей сути, прежде всего контроль над расходами является причиной составления семейного бюджета. Существует множество классификаций семейных расходов. В рамках данного урока мы познакомимся с одной из них, представленной в таблице 2.

Таблица 2 – Расходы семьи

Налоги, квартплата, страховка, по кредиту, образование

Текущие регулярные расходы

Стандартный для семьи набор продуктов питания, средства гигиены и бытовой химии, транспорт, связь

Текущие нерегулярные расходы

Одежда, обувь, досуг, семейные торжества

Мебель, крупная бытовая техника, отпуск

Лекарства, штрафы, ремонт автомобиля или крупной бытовой техники.

Расходы семьи в значительной степени характеризуют уровень жизни её членов. При оценке уровня жизни в качестве ориентира используется потребительская корзина. Потребительская корзина – минимальный набор продуктов, товаров и услуг, необходимый для жизнедеятельности человека. Используется для расчета величины прожиточного минимума.

Структура корзины состоит из трех частей: продукты питания (50%), непродовольственные товары (25%) и услуги (25%). Объем потребления рассчитывается в среднем на одного человека для каждой из основных социально-демографических групп населения: трудоспособное население, пенсионеры и дети.

Например, согласно утвержденной на данный период потребкорзине, в среднем на одного взрослого трудоспособного человека (от 16 лет) из продуктов питания в год полагается 18,5 кг рыбы, 58,6 кг мяса, 60 кг фруктов, 114,6 кг овощей, 126,5 кг хлебных продуктов (хлеб, макароны, мука, крупы, бобовые).

Из непродовольственных товаров положено: шесть пар обуви на 3,2 года, верхней одежды (пальтовая группа) три штуки на 7,6 года, два комплекта постельного белья на год, школьно-письменных товаров три штуки на год и т. д.

Набор услуг включает в себя нормативы жилья, потребления электричества, воды, газа, затраты на общественный транспорт и пр. Так, на одного взрослого человека полагается 18 кв. м общей жилой площади, 285 литров холодной и горячей воды в день, 10 кубометров газа в месяц, 50 кВт-ч электроэнергии в месяц, 619 поездок на транспорте в год и др.

Потребительская корзина устанавливается в целом по России и по субъектам РФ. По закону она пересчитывается не реже одного раза в пять лет.

Структура расходов семьи зависит от ряда факторов: размера доходов, состава членов семьи, их вкусов и предпочтений, культурного уровня и экономической ситуации в стране. Об уровне благосостояния населения можно судить по доле расходов на питание: чем меньше удельный вес расходов на питание в общей структуре расходов, тем выше уровень благосостояния граждан данной страны.

Закономерности, отражающие изменения структуры расходов домашних хозяйств и отдельных личностей, исходя из динамики роста получаемого ими дохода, были открыты прусским статистиком и экономистом XIX в. Э. Энгелем. Данные законы также называют «качественными схемами поведения». Согласно открытым законам, по мере увеличения дохода экономических агентов, общее потребление всех имеющихся благ будет расти, но в неодинаковых пропорциях. Например, по мере увеличения дохода, расходы на продовольственные товары будут возрастать, но с параллельным переходом от менее качественных к более качественным продуктам питания. В общем объеме расходов доля продовольственных товаров будет уменьшаться при возрастании расходов на такие общественные блага, как путешествия, отдых, сбережения.

Из вышесказанного следует, что при прочих равных условиях, доля дохода, расходуемая на пищу, может служить показателем уровня благосостояния данной группы населения. Многие последующие проверки выдвинутых Э. Энгелем положений показали их ограниченность. Так, советский ученый, академик С. Г. Струмилин (1877-1974) на материалах пензенских бюджетов установил, что процент расходов на питание находится в более тесной связи не с уровнем благосостояния, а с размером семьи и возрастом ее членов. Несмотря на это, некоторые зарубежные экономисты широко используют показатель доли расходов на питание для характеристики роста благосостояния населения в динамике.

По данным Министерства сельского хозяйства США, в 2014 году доля данных затрат (без учета питания в общепите) в бюджете американца составила 6,5%, в Германии – 10,6%, во Франции – 13,6%, в Бразилии – 15,6%, в Турции – 21,6%, в Китае 25,5%, в России – 29,4%, в Пакистане – 41,4%, в Нигерии – 56,6%.

И снова хочется отметить, что при сравнении уровня жизни в разных странах с помощью данного показателя необходимо учитывать природные условия и особенности потребительского поведения. Тот факт, что в России доля расходов на продукты питания выше, чем в Китае, возможно, объясняется более суровым климатом (нужно больше есть, овощи и фрукты стоят дороже) и привычкой питаться дома.

Кредит, виды кредитов. Потребительский кредит

Когда семье не хватает сбережений на крупные приобретения или страховая сумма не покрывает непредвиденные расходы, она вынуждена обращаться за заемными средствами – кредитом. Кредит есть предоставление товаров или денег в долг на условиях возвратности, срочности и платности. Наиболее распространенными видами кредитов по назначению являются потребительские, автокредиты, ипотечные кредиты.

Потребительский кредит предоставляется непосредственно гражданам на потребительские цели, не связанные с предпринимательской деятельностью. По своей сути позволяет людям пользоваться товарами и услугами, на которые они еще не заработали. Может быть представлен в форме продажи товаров с отсрочкой платежа или в форме предоставления банковской ссуды на потребительские цели, в том числе через кредитные карты. За пользование потребительским кредитом взимается довольно высокий реальный процент, т.к. оформляется этот кредит достаточно быстро и очень часто с минимальным пакетом документов. Обычно срок кредитования по данному виду кредитов не превышает более 3-5 лет. За прошедшее десятилетие потребительские кредиты стали пользоваться огромной популярностью у россиян.

Однако, каждое преимущество потребительского кредита стимулирует рост негативных последствий для заемщика. Например:

Таблица 3 – Преимущества и недостатки потребительского кредита

Основные статьи доходов

Гос бюджет.статьи доходоа расходов.

Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. (ст.6 БК РФ)

Основой современной теории государственных финансов является положение о том, что доходы бюджета, получаемые преимущественно от налогоплательщиков, являются своеобразной платой за оказываемые государством услуги и предоставление общественных благ. Предполагается, что государство должно, прежде всего, заниматься производством тех благ, которые нерационально (или невозможно) приобретать в индивидуальном порядке. Целевые ориентиры государства находят отражение в бюджетной политике. Государство определяет содержание и направления своей деятельности, обеспечивая соответствующее финансирование государственного сектора экономики, науки, образования, всей системы государственного управления, здравоохранения, культуры, обороны, правоохранительных органов и т.п. Это находит отражение в официальных документах, являющихся обязательными при составлении бюджета. Например, в России, в соответствии с Конституцией РФ, Президент РФ, не позднее марта года, предшествующего бюджетному, обязан обратиться с бюджетным посланием к Федеральному Собранию, в котором определяются приоритеты бюджетной политики. Этот документ является основой для разработки правительством основных направлений бюджетной и налоговой политики, где определяются сферы приоритетного бюджетного финансирования. В последние годы особое внимание уделяется повышению доли инвестиционных расходов в структуре расходов бюджета, повышению эффективности использования бюджетных средств, направляемых на финансирование государственных заказов для удовлетворения потребностей бюджетной сферы.

Читать еще:  Доходность в процентах

Бюджетная политика определяет также стратегию в области доходов и расходов бюджетов. Существенный акцент в этой политике сместился в сторону роста доходов от продажи энергоресурсов, что отрицательно сказывается на развитии инвестиционного процесса в случае снижения цен на нефть. С помощью бюджетов, так же как и посредством связанных с ними налогообложения и налоговых льгот, субсидий и субвенций, государственных инвестиций, процентных ставок, государство оказывает регулирующее воздействие на товаропроизводителей, а через них и на рынок товаров и услуг, капитала, рабочей силы. Собственно, бюджет и рыночные регуляторы — это две стороны медали. Так, например, посредством налогов можно увеличить поступления денежных средств в бюджет. И тем самым иметь возможность увеличить государственные заказы, государственные капиталовложения, социальные расходы из бюджета и повлиять тем самым на структуру производства, направления его развития, эффективность. Таким образом, государственный бюджет представляет естественное звено системы государственного регулирования в рыночной экономике. В рамках бюджетной системы государство реализует многие задачи управленческого характера применительно ко всей территории страны и с учетом возможностей всей бюджетной системы. Это достигается в процессе концентрации в централизованных фондах значительной доли национального дохода и последующего распределения бюджетных ресурсов. Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства. Единая бюджетная классификация представляет собой группировку доходов и расходов и обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней, она дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов.

Доходы бюджета РФ.

Доходами бюджетов принято считать установленные законодательством и решениями органов представительной власти обязательные поступления средств в распоряжение государства и органов местного самоуправления в виде налогов, сборов и других платежей. Бюджеты всех уровней бюджетной системы формируются на основе закрепления за ними доходов и расходов. В настоящее время в Российской Федерации доходы бюджетов всех уровней оставляют -30% от ВВП, из них федерального бюджета -16% от ВВП. Прослеживается тенденция абсолютного увеличения доходов всех уровней бюджетной системы, что связано с ростом ВВП. В условиях ускорения темпов роста ВВП те же и даже возрастающие доходы могут быть получены и при снижении налогового бремени.

Существенное значение для повышения качества бюджетной политики имеют состав и структура доходов всех уровней бюджетной системы. В случае закрепления за бюджетами определенных доходов их финансовая база становится надежной, из политики расходов исключается риск, поэтому в последнее время существенное значение придается обоснованному распределению (закреплению) доходов за соответствующими бюджетами, что находит свое отражение в главах 7 (доходы федерального бюджета), 8 (доходы субъектов федераций), 9 (доходы местных бюджетов) бюджетного кодекса Российской Федерации. Это важно из-за значительной дифференциации регионов страны по производству объема ВВП на душу населения.

В соответствии с бюджетной классификацией выделяются следующие основные виды доходов: налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозвратные безвозмездные перечисления.

Налоговые доходы: налоги на прибыль, доходы; налоги и взносы на социальные нужды; налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации; налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации; налоги на совокупный доход; налоги на имущество;

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;

государственная пошлина; задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам; доходы от внешнеэкономической деятельности.

Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды: доходы от внешнеэкономической деятельности; собственности; платежи при пользовании природными ресурсами; доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства; доходы от продажи материальных и нематериальных активов; административные платежи и сборы; штрафы, санкции, возмещение ущерба; доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет; возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет; прочие неналоговые доходы.

безвозмездные поступления от нерезидентов; безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций; безвозмездные поступления от негосударственных организаций; безвозмездные поступления от наднациональных организаций; прочие безвозмездные поступления.

В настоящее время в структуре доходов федерального бюджета основная масса — налоговые доходы (свыше 60%) и меньшая часть, включая таможенные платежи, — неналоговые, в том числе и от продажи государственного имущества (приложение 1), а факторами абсолютного роста доходов федерального бюджета является увеличение добычи и экспорта нефти и газа, а также рост мировых цен на экспортируемую нефть (приложение 2). Однако при замедлении темпов добычи и экспорта нефти в ближайшие годы возможно снижение поступлений налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и вывозных таможенных пошлин. Наиболее активный рост поступлений будет обеспечен за счет роста сборов НДС, в среднем за 2007-2009 гг. реальные темпы роста составят 17,9%. В результате доля НДС в структуре доходов федерального бюджета к 2009 г. возрастет до 40,5% (на 15,6 процентного пункта по сравнению с 2006 г.)

Расходы бюджета РФ

Расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансовое

обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Согласно ст. 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации основными видами расходов являются:

Общегосударственные вопросы (содержит 14 подразделов, в том числе расходы на содержание главы государства, правительства, законодательной власти, расходы по обеспечению судебной системы, расходы на науку и на обслуживание государственного долга, расходы по созданию резервных фондов и др.).

Национальная оборона(содержит 9 подразделов, в том числе связанные с деятельностью Вооруженных Сил РФ, с функционированием ядерно — оружейного комплекса, с реализацией международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества и т.п.).

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность(содержит 14 подразделов и включает расходы на содержание органов прокуратуры, внутренних дел, внутренних войск, органов пограничной службы, органов по предупреждению и ликвидации последствий стихийных бедствий и др.).

Национальная экономика(содержит 12 подразделов, непосредственно связанных с финансированием отраслей реального сектора экономики — промышленности, сельского хозяйства, транспорта, энергетики, связи, лесного хозяйства и др.).

Жилищно-коммунальное хозяйство(содержит 5 подразделов, связанных с финансированием жилищного, коммунального хозяйства, прикладных исследований в этой области и т.п.).

Охрана окружающей среды(содержит 5 подразделов, которые связаны с финансированием сбора и удаления отходов и очисткой сточных вод, с охраной растительного и животного мира и среды обитания соответствующих видов, с прикладными исследованиями в этой области).

Образование(содержит 9 подразделов, связанных с финансированием всех видов образования (дошкольное, общее, начальное, среднее и высшее профессиональное образование), молодежной политикой и оздоровлением детей, а также с прикладными исследованиями в области образования).

Культура, кинематография, средства массовой информации(содержит 6 подразделов, связанных с финансированием кинематографии, телевидения и радиовещания, периодической печати и издательств и т.п.).

Здравоохранение, физическая культура и спорт(содержит 10 подразделов, связанных с финансированием здравоохранения, физической культуры и спорта, а также прикладных исследований в названных областях).

Социальная политика(включает 6 подразделов, связанных с финансированием мер в области пенсионной политики, с социальным обеспечением и обслуживанием населения).

Сегодня в проекте федерального бюджета на 2009-2010 годы прослеживается определенная тенденция к увеличению субсидирования вышеизложенных статей расходов.

Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами — это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Бесспорно, бюджетный дефицит — нежелательное для государства явление. Его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств — к росту государственного долга. Тем не менее бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector